Вы здесь

Отчет о результатах работы и анализ недостатков, выявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми в ходе оказания международной правовой помощи за 2016 год

Отчет о результатах работы и анализ недостатков, выявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми в ходе оказания международной правовой помощи за 2016 год

 

Раздел № 1. Типичные нарушения, допускаемые компетентными российскими органами, при осуществлении международной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Количество возвращенных в отчетном периоде запросов (поручений) компетентных органов в сфере оказания международной правовой помощи, а также документов связанных с их исполнением.

 

В 2016 году в Управление Минюста России по Республике Коми (далее – Управление) поступило и обработано 838 (АППГ - 759) комплектов документов об оказании международной правовой помощи, в том числе 229 (АППГ – 189; + 21,2 %) – поручений и ходатайств российских и иностранных судов,    379 (АППГ – 381;  - 0,5%) – ходатайств об истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния,  116  (АППГ – 60; + 93,0%) – запросов  по истребованию копий наследственных дел и материалов по ним, 114 (АППГ – 129; - 11,6%)  – запросов компетентных органов и иных документов.

Общий объем документооборота по оказанию международной правовой помощи увеличился на 10,4 % по сравнению с 2015 годом.

1.  Судебные поручения.

Количество возвращённых документов, связанных с исполнением иностранных поручений, по причинам несоответствия их установленным требованиям составило 19 из 69 поступивших в Управление (27,5%). При оформлении документов судами в Республике Коми допускаются следующие недостатки:

1.  В нарушение Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (далее - Конвенция 1993 года), Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года подтверждения о вручении документов не заполняются либо заполняются неверно.

2.  В нарушение Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года (далее – Европейская конвенция 1959 года), Конвенции 1993 года, п. 5.11 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36 (далее – Инструкция № 36), документы, пересылаемые судами в порядке оказания правовой помощи, не скрепляются гербовой печатью суда и подписью судьи.

3.  В нарушение Европейской конвенции 1959 года, Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам 1993 года, Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1975 года (далее – Договор с Народной Республикой Болгарией 1975 года) в связи с невручением документов судами не составляются уведомления для направления в адрес компетентных органов иностранных государств.

4.  В нарушение Конвенции 1993 года, Договора с Латвийской Республикой 1993 года судами не предпринимаются меры, необходимые для установления адреса получателя.

В 2016 году в Управление поступило 34 комплекта документов – поручений федеральных судов и мировых судей Республики Коми, адресованных компетентным органам иностранных государств. Из них 12 комплектов (35%) возвращены по причинам неправильного оформления документов или несоблюдения порядка направления документов.

При оформлении поручений о производстве отдельных процессуальных действий и вручении документов суды допускают следующие нарушения:

1. Документы составляются с нарушением требований, предусмотренных  Инструкцией № 36 (документы высылаются судами позднее, чем за 6 месяцев до дня рассмотрения дела, копии документов не заверяются подписью судьи и не скрепляются гербовой печатью суда). 

2. В нарушение требований Конвенции 1993 года в поручениях, адресуемых компетентному суду иностранного государства, отсутствуют точные наименования стран.

3. Поручения об истребовании сведений о судимости в отношении ближайших родственников кандидата на должность судьи, проживающих на территории иностранного государства, составляются со ссылкой на Конвенцию 1993 года, однако, согласно пункту 2 статьи 79 Конвенции 1993 года каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет другим Договаривающимся Сторонам по их просьбе сведения о судимости лиц, осужденных ранее ее судами, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны. Исходя из материалов поручений, лица, в отношении которых составлены   поручения не привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Таким образом, поручения не относятся к сфере действия Конвенции 1993 года.

4. Поручения по делам об административных правонарушениях направляются судами без наличия международного договора, предусматривающего направление поручений о вручении судебных документов по делам об административных правонарушениях.

2.  Ходатайства о признании судебных решений.

В Управление поступило 6 ходатайств о признании и исполнении решений судов Республики Коми на территории иностранного государства. Из них 6 ходатайств (100%) возвращены по причинам неправильного оформления документов.

При оформлении документов судами в Республике Коми допускаются следующие нарушения:

1.  В нарушение требований Конвенции 1993 года, в ходатайствах, адресуемых компетентному суду иностранного государства, отсутствует точное наименование страны.

2.  Подписи взыскателя на ходатайстве о признании и разрешении принудительного исполнения решения суда не заверяются гербовой печатью уполномоченного органа.

3.  Допускается направление ходатайств о признании судебных решений с превышением пределов правовой помощи, предусмотренной Конвенцией 1993 года (направление ходатайств о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства решения (приговора) по уголовному делу).

В Управление поступило 12 комплектов документов – ходатайств о признании и исполнении решений судов иностранных государств на территории Республики Коми.

Документы рассматриваются Верховным судом Республики Коми в среднем 1-3 месяца. Длительность рассмотрения связана с обязанностью суда уведомлять стороны по делу о дате и месте судебного заседания, устанавливать место проживания лица, в отношении которого рассматривается ходатайство.

3. Запросы об истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния.

В Управление органами ЗАГС Республики Коми направлено 60 запросов об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств, из которых 7 (11,7 %) возвращены в связи с  несоответствием установленным требованиям, а именно:

1.  Запросы об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния оформляются не по форме, предусмотренной Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утверждённым приказом МИД России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124;

2.  В запросах об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния и заявлениях по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния с территории СНГ, стран Балтии, Абхазии и Южной Осетии не указываются либо неправильно указываются наименование государства, компетентному органу которого они адресованы.

Управлением в органы ЗАГС Республики Коми направлено 88 запросов об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния. На все запросы органами ЗАГС Республики Коми даны ответы, из которых 10 (11,4%) возращены Управлением в связи с несоответствием установленным требованиям.

Причиной возврата явилось некачественное составление документов. Ответы, составленные в связи с исполнением запросов об оказании правовой помощи, адресуются Управлению, а не инициаторам запросов, указывается неверное наименование международного договора, не указывается наименование государства, компетентному органу которого оно адресовано.

4. Поручения об истребовании копий наследственных дел и материалов  по ним.

В 2016 году нотариусам Республики Коми Управлением направлено 48 поручений нотариусов иностранных государств об истребовании копий наследственных дел и материалов по ним. Ответы, составленные в связи с исполнением запросов возвращены в 3 (6,2%) случаях поскольку адресовались Управлению, а не инициаторам запросов.

В 5 поручениях об истребовании копий наследственных дел и материалов по ним, исходящих от нотариусов Республики Коми, нарушений не выявлено.

5.  Запросы компетентных органов и иные документы (включая документы для сведения, а также вступившие в силу обвинительные приговоры).

Управлением в компетентные органы Республики Коми направлено 9 запросов (поручений) по вопросам оказания международной правовой помощи, из которых 2 (22%) возвращены в связи с отсутствием печати компетентного органа Республики Коми.

Из 18 запросов (поручений) по вопросам оказания международной правовой помощи, исходящих от компетентных органов Республики Коми, 4 (22,2%) возвращены Управлением в связи с несоответствием установленным требованиям:

1.  Отсутствие в поручениях адреса места жительства лица, в отношении которого истребуются сведения с территории иностранного государства.

2.  Компетентными органами Республики Коми не оформляются запросы о правовой помощи в виде поручений (просьбы) об оказании содействия в получении сведений, документов, информации и иных видов правовой помощи, предусмотренных международными договорами.

В 2016 году в Управление поступило 33 вступивших в законную силу приговоров судов Республики Коми, в отношении иностранных граждан, осужденных на территории Республики Коми.

10 февраля 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).