Вы здесь

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования

1. Общие положения

1.1. Изменения вносятся в устав муниципального образования (далее – устав).

Изменения и дополнения в устав вносятся муниципальным правовым актом (далее – МПА), который может оформляться:

1) решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования;

2) отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа (схода граждан) о его принятии. Включение в такое решение представительного органа (схода граждан) переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает возможности вносить изменения в устав путем внесения изменений в изменяющий его муниципальный правовой акт.

1.2. Оформляя МПА о внесении изменений в устав следует помнить, что:

- статья устава подразделяется на части, обозначаемые арабской цифрой с точкой;

- части статьи подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами со скобкой, и подпункты, нумеруемые, как правило, строчными буквами русского алфавита со скобкой.

Например,

Статья 12. ___________________

1. ___________________________________________________________.

2. ______________________________________:

1)_______________________________________;

2) _______________________________:

а)_________________________;

б) _________________________.

В случае если статья состоит из одной части, то такая часть не обозначается.

1.3. Внесением изменений и дополнений в устав считается:

- замена слов, цифр;

- исключение слов, цифр, предложений;

- новая редакция структурной единицы устава;

- дополнение структурной единицы статьи устава новыми словами, цифрами или предложениями;

- дополнение устава структурными единицами и др.

При этом исключению подлежат только отдельные слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных единиц устава, тогда как структурные единицы устава (части, пункты, абзацы) подлежат признанию утратившими силу.

1.4. Рекомендуем оформлять наименование МПА следующим образом:

«О внесении изменения в Устав муниципального образования ____________»   или

«О внесении изменений в Устав муниципального образования ___________________».

Если изменяются несколько структурных единиц устава или вносятся несколько изменений в одну структурную единицу устава, в наименовании МПА слово «изменение» употребляется во множественном числе.

При внесении изменений в одну или две (но не более) статьи устава наименование МПА можно конкретизировать.

Например,

«О внесении изменения в статью 9 Устава муниципального образования ____________».

2. Содержание МПА

2.1. При внесении изменений в устав в тексте МПА следует указывать вид акта, дату его принятия, наименование.

Например,

«Внести в Устав муниципального образования _______, принятый решением Совета муниципального образования _______ от 27.12.2017 № 67/1 «О принятии Устава муниципального образования ____», следующие изменения:».

2.2. Не рекомендуется изменять нумерацию глав, статей (структурных единиц статей) устава при внесении в него изменений.

Если устав дополняется новыми структурными единицами, то их необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми через точку после основных цифровых или буквенных обозначений (например, глава 6.1, статья 9.2, часть 2.1, пункт 3.1, подпункт «в.1)»).

Нумерация структурных единиц в уставе является сквозной. Поэтому при дополнении устава новой структурной единицей следует убедиться в том, что в результате такого дополнения не образовываются «двойные» (по номеру или по букве, которыми они обозначены) структурные единицы.

При внесении изменений необходимо четко определить структурные единицы, в которые вносятся изменения. Иное способствует увеличению случаев неоднородности структурных единиц устава, поскольку изменения вносятся то в часть, то в пункт статьи и ссылки делаются то на часть, то на пункт статьи, при этом не всегда возможно точно определить, о какой конкретно структурной единице идет речь.

3. Оформление текста МПА

3.1. При внесении изменений в устав соответствующий текст заключается в кавычки.

Например,

1) дополнить Устав статьей 32 следующего содержания:

«Статья 32. _______________________________

1. ______________________________________________________ .

2. ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________».

3.2. Вносимые в устав изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения. При этом структурные единицы, в которые вносятся изменения, должны располагаться в порядке возрастания.

При дополнении устава статьей, находящейся на стыке глав указывается месторасположение дополняемой статьи со ссылкой на соответствующую главу устава.

Например,

«главу 3 Устава дополнить статьей 21.1 следующего содержания:».

Внесение изменений в обобщенной форме в устав (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») нежелательно.

По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы устава, которая изменяется.

Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью устава или ее структурную единицу.

3.3. Внесение изменений в устав следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы. Например,

 «подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 7 Устава дополнить предложением следующего содержания:».

В случае если дополняется словами структурная единица статьи устава и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:

«часть 3 статьи 1 дополнить словами «………………..».

3.4. Относительно дополнения структурных единиц статьи абзацами следует отметить следующее.

Изначально рекомендуем избегать употребления абзацев в статьях уставов, поскольку внесение изменений в подобные структурные единицы на практике затруднительно, так как абзацы не имеют обозначений.

В целях сохранения структуры статьи рекомендуем:

- дополнение абзацами осуществлять только в конец соответствующей структурной единицы;

- при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы статьи устава, к которой относится абзац; включать новый абзац между уже имеющимися абзацами неправильно.

- при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.

Аналогично следует поступать с частями статьи устава, не имеющими обозначений.

3.5. При необходимости изложить одну структурную единицу устава в новой редакции применяется следующая формулировка:

«Изложить статью 10 Устава в следующей редакции:

«Статья 10.___________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________».».

Аналогичным образом следует поступать и в случае дополнения устава новой структурной единицей либо новыми словами, цифрами или предложениями.

Например,

«Дополнить статью 6 Устава частью 8 следующего содержания:

«8.____________________________________________________________________________________».».

При необходимости заменить цифровые обозначения рекомендуем использовать термин «цифры».

Например,

цифру «11» заменить цифрой «12».

При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин «слова».

Например,

слова «не менее 10» заменить словами «не менее 15».

Структурная единица устава полностью излагается в новой редакции в случаях если:

- необходимо внести существенные изменения (большое количество изменений) в данную структурную единицу;

- неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы устава.

3.6. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые нормативные правовые акты применяются в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать излишних повторений.

Ссылки делаются на вступившие в силу нормативные правовые акты. Ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты недопустимы.

При необходимости сделать ссылку на нормативный правовой акт указываются реквизиты акта в следующей последовательности: вид нормативного правового акта, дата его подписания, номер и наименование нормативного правового акта.

Например,

«в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4.  Заключительные положения

Изложение устава в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав не допускается. В этом случае принимается новый устав, а ранее действующий устав и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава.

Рекомендуем принимать новый устав в случаях если:

- необходимо внести в устав существенные изменения, не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;

- необходимо внести в устав изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;

- изменения в устав долгое время не вносились, в связи с чем многие нормы устава пришли в противоречие федеральному законодательству.

01 ноября 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).